Коммуна Ошо


Может быть, коммуны Ошо, до сих пор существующие во многих странах мира - это одно из тех наиболее известных явлений, связанных с его именем.

После окончания университета Ошо некоторое  время работал преподавателем в Санскритском университете. Естественно, его нестандартный подход к жизни создавал массу проблем. Впрочем, это не помешало Раджнишу стать профессором философии и пользоваться репутацией блестящего учителя как у коллег, так и у студентов, которые зачастую покидали другие лекции специально для того, чтобы проприсутствовать на лекциях Ошо.

Динамическая медитацияВ своей жизни Раджниш использовал все три состояния духа человека. Это по принятой в Индии классификации - Тамас-гуна, Раджас-гуна и Саттва-гуна. Поэтому периоды жизни Ошо столь отличны друг от друга. Сначала это было состояние Тамас, неактивности. После получения докторской степени наступило состояние Раджас - высокой активности. Именно в этот период Раджниш начинает свои первые публичные выступления, дискуссии. Он много ездит по стране. И именно в этот период начинают зарождаться первые методики медитаций, летние лагеря, где собирались интересующиеся и желающие попробовать эти методики. В это время рождаются принципы неосаньясы - посвящения в саньясины. Динамическая медитация, которую Ошо ввел в 1970 году, всех очаровала и ошарашила одновременно. Такого в Индии еще не видели. Люди кричали, вопили, срывали с себя одежду - вся сцена носила фатальный характер  и была очень интенсивна.

Интенсивные путешествия в течение 20-ти лет и нерегулярное питание наччали сказываться на здоровье Ошо. У него появились признаки ослабления здоровья, оьострились диабет и астма. Его последователям, которых было уже немало, стало ясно, что надо подыскать большое постоянное место для ашрама, чтобы прекратить поездки и в то же время дать возможность всем желающим приехать. Наконец было найдено прекрасное место в Пуне, в восьмидесяти милях восточнее Бомбея. Высокие горы, хороший климат, исторические связи этого места с просветленными существами, ортодоксальная община...

В 1974 году - через 21 год после просветления - Раджниш объявил о том, что вступает в последнюю фазу -Коммуна Ошо в Пуне спокойную Саттву и поселяется в Пуне. Ашрам Ошо - красивейшее место - стал тем местом, куда могли приезжать все желающие. Некоторые правила, которые были там введены, сохраняются до сих пор, хотя кому-то, может быть и покажутся шокирующими. Все должны быть одеты в одинаковые оранжевые одежды - и мужчины и жеенщины. Все обязательно проходят проверку на СПИД. Типичный день саньясинов начинался в 6 утра с Динамической медитации в течение 1 часа. После медитации саньясины собирались послушать дискурс Бхагвана. Лекции велись попеременно на английском языке и на хинди. После дискурса завтрак и в 10:30 начало работы по ашраму. Работа занимала не менее 6-ти часов в день.

В зависимости от  состояния здоровья Раджниш либо лично руководил медитациями, либо постепенно приучал учеников к тому, что однажды он может уйти, но они должны продолжать. Было   куплено кресло и помещено  в подиуме. Там оно стоит и до сих пор. Как ни смешон этот факт для скептика, но это имеет довольно большой глубинный  смысл. Мастер присутствует - но теперь его ученики ощущают его на более тонком уровне. Раджниш объяснил: "Однажды этот физический проводник будет отброшен. Прежде чем это произойдет, вы должны работать без меня. А затем, даже если меня не будет в теле, контакт не будет потерян."

Лекции Ошо затрагивали все основные религии и философии мира. В то же время его глубокие знания всех направлений сразу позволяли его слушателям перешагнуть вековую пропасть в понимании философий между Востоком и Западом. Даже сейчас достаточно попробовать прочесть, скажем, "Бхагават-гиту" и любую из книг Ошо. Книги Ошо понятны всем. Его лекции, составляющие более сотни томов, растиражированы в книгах и пленках по всему миру в гигантских количествах. Ашрам в Пуне постепенно превращался в настоящую мекку для современных искателей истины.

СаньясиныВласти Индии были бы рады гораздо больше, если бы Ошо поддерживал одну из традиционных индийских религий, но на то, что творилось, поглядывали косо. Тем более, когда в Индию потянулся поток гостей с Запада и с Востока, разных вероисповеданий и взглядов. Причем - не туристов. Правительство всегда найдет способ выразить глухое недовольство. Премьер-министр Индии Мораджи Десай, ортодоксальный индуист, помешал всем попыткам учеников Ошо перенести свой ашрам в отдаленный уголок Индии, где бы они могли, используя учение Ошо, создать самодостаточную общину, живущую в медитации и любви, радости. (И всегда, всегда они всему мешают - ортодоксальные политики, религиозные деятели...Или вообще убивают тех, кто думает иначе.) В 1980 г. член одной из традиционных индуистских сект предпринял попытку убить Ошо во время одной из его лекций. Несмотря на то, что официальные религиозные и церковные организации на Западе и на Востоке выступали против него, а Индия - вообще-то религиозная страна, где чтут традиции, число его учеников к этому времени перевалило за четверть миллиона.

Из-за резкого ухудшения здоровья Раджниша, его врач и обслуживающий персонал были в постоянной готовности вывезти его в Америку на случай срочной операции. В Индии не было возможности сделать то, что нужно. Наконец это время пришло.