Лишний билетик на далай-ламу

Далай-лама

Втечение двух теплых майских дней лиловый сумрак фойе копенгагенского "Cirkus" заполняли совершенно отвязанные фрукты с фенечками и бусинками на тощих мослах, разбавленные вполне приличного облика молодежью: Его Святейшество готовился выступить в датской столице с программой лекций, объединенных слоганом "Диалоги на рассвете".

Весь мир - цирк

Билетики выспрашивались далеко на подступах к зданию, что заставляло невольно задуматься: мероприятие, если брать по большому счету, - совершенно такое же, как если бы поделиться мыслями с молодежью пришел российский патриарх или любой иной религиозный деятель. Однако сомнительно, что кому-либо под силу было бы собрать полный зал молодежи в атеизированной насквозь стране, давно живущей XXI веком, - как такое понять?

Пространство сцены выдержано в соответствующем духе: черная драпировка отливает синим, а в пустоте словно парят три классических тибетских полотна - танки. В центре - мини-трон, на котором будет восседать Далай-лама. Место действа окружено полукругом камфарных деревьев, а в глубине сцены инсталляция: трехметровый стальной обруч, затканный золотой тканью, в контурах которой угадываются очертания континентов. "Глобальное мышление", как сказано в программке.

Несмотря на то что места по бокам от сцены заняла охрана, в зал проскользнули несколько черноусых крепышей в коричневых костюмах, сильно смахивавших на советских времен среднеазиатских депутатов, правда, без орденов. Крепыши тихо присели на краешке стульев, готовые в любую минуту услужливо сорваться с мест: уже потом я сообразил, что это были ламы в штатском.

...Его Святейшество, разбрасывая ноги в коричневых ботинках, бодро прошествовал на сцену, и в воздухе, кажется, разом потеплело. Зал стоя рукоплещет бритому наголо человеку, который, не мешкая, сразу же приступил к теме - и это действительно был диалог. Пересказывать двухчасовой разговор - неблагодарный труд, попробую описать нечто другое.

У поющих тибетских монахов звук словно поднимается из глубины живота - и мощь его необычайна. Так вот голос Далай-ламы совершенно уникален - особенно когда он хохочет: а делает он это часто и с видимым удовольствием. Даже не знаю как объяснить - басовитый звук начинает свой путь глубоко изнутри и неожиданно срывается в фальцет, когда его обладатель завершает фразу удивлением, оснащая вдобавок сказанное энергичной жестикуляцией: говорит четырнадцатый Далай-лама, раскачиваясь и хлопая себя по коленкам.

Добавьте к тому потрясающий английский Далай-ламы: богатый оттенками настолько же, насколько наплевательский он в отношении к грамматике. И совершенно другой, рокочущий звук возникает, когда Далай-лама, переспрашивая слово, переходит на тибетский.

В любом случае унылый монах-переводчик смотрится на сцене совершеннымДалай-лама излишеством. Впрочем, Его Святейшество относится к своим познаниям весьма и весьма критически:

- Я начал изучать английский, - хохочет он, - еще в 1948 году. Он, - вытянутый палец упирается в переводчика, - много позже. Сейчас он, - и руками показывает, - уже очень высоко. Я, - ткнул себя, - на том же уровне! И снова указывает на переводчика, покатываясь со смеху и утирая слезы.

Ничего вроде бы особенного, но хохочут все, начиная от секьюрити и кончая галеркой, где яблоку негде упасть. Это не ускользает от внимания Далай-ламы:

- Там, наверху! Вы выглядите так, словно вы на небесах, - расплывается он в улыбке, и новый взрыв хохота. Кто-то спросил его: - Бывает ли, чтобы вы когда-либо сердились?

- Гм! Конечно! Меня раздражает, когда люди бывают уж очень глупы, - и добавил, что однажды рассердился настолько, что вынужден был схватиться за ружье, когда ястреб налетел на его сад в Дхарамсале. - Я подкармливаю маленьких пташек, - разъясняет, посмеиваясь, Далай-лама, - и мне кажется, что в моем саду они немного упитаннее, чем в других местах.

Каждый вынес из этой встречи то, что пришлось ему по душе. А мне, честно говоря, запомнилась удивительная в своей простоте истина: "Следует понять, что нашими врагами тоже движет идея поисков счастья. Все живые существа хотят того же, чего хотим и мы". Так просто, что не всегда об этом и помнишь.

На скандинавских берегах

Это уже не первый визит Далай-ламы в Данию - он побывал здесь сравнительно недавно, в 1996 году. И вот теперь - новое европейское турне.

К моменту его визита создалась достаточно двусмысленная ситуация: ревниво относящийся ко всем контактам тибетского лидера Китай принимал у себя с официальным визитом датского премьер-министра Расмуссена. И вся страна терялась в догадках: так встретится премьер с Тэнзином Гьятсо или нет? Найдено было поистине соломоново решение: встреча с нобелевским лауреатом состоялась, но на скорую руку, в аэропорту.

Далай-лама нередко подчеркивает, что старается не создавать проблем контактирующим с ним людям, в том числе и политикам высшего эшелона. Однако отнюдь не склонен недооценивать своих с ними встреч. Для него весьма важно всякий раз, пользуясь возможностью, напоминать Пекину, что тибетский узел проблем несет опасность миру и стабильности в регионе. И неизменно Далай-лама подчеркивает, что движение в поддержку Тибета не следует рассматривать в духе антикитайских настроений.

Кстати, еще в 1987 году в Вашингтоне устами Далай-ламы были оглашены пять пунктов, имеющих принципиальное значение для тибетского правительства в изгнании в диалоге с Китаем. А именно: определить Тибет зоной мира, прекратить массовое переселение туда китайцев и восстановить уважение к демократическим нормам и правам человека в этом регионе. Не менее важно сохранение уникальной экологической среды Тибета вместе с прекращением производства там китайского ядерного оружия и использования территории как свалки радиоактивных отходов. И главное - реальные переговоры с китайским руководством о будущем статусе Тибета.

Своему нынешнему европейскому туру Далай-лама не склонен придавать политического звучания, акцентируя духовные и образовательные цели этих поездок. И все-таки он серьезно озабочен будущим своей страны. В своей речи в фолькетинге (датском парламенте) Далай-лама еще раз подчеркнул: начавшаяся полвека назад китайская оккупация уничтожает культурное наследие Тибета и устои буддизма. А проблемы экологии имеют поистине судьбоносное значение для всего континента, поскольку большинство крупнейших рек Азии берут свое начало именно в тибетских предгорьях.

Датские парламентарии еще раз признали заслуги Далай-ламы, наградив тибетского лидера почетным призом Общества Рауля Валленберга, которым отмечаются "достижения в борьбе со злом". Однако это не снимает с повестки дня дилемму, перед которой пасуют не только датские политики: выбор между правом народа на самоопределение и интересами бизнеса на необъятном китайском рынке.

Все будет хорошо

Первый Далай-лама, согласно преданию, родился в 1351 году. Тэнзин Гьятсо совершенно убежден, что пятнадцатый Далай-лама в любом случае появится на свет в свободном мире. Впрочем, точно так же он уверен и в том, что вернется на родину еще при этой, земной жизни.

А какой же будет эта жизнь для обычных людей лет этак через сто, двести? Его Святейшество посмеивается:

- Don't care! It's not your problem.

Надо понимать, это значит: все будет хорошо...

Досье "МН"

Его Святейшество Далай-лама XIV Тэнзин Гьятсо (имя это в переводе с тибетского означает "океан держатель учения") родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в маленькой деревне Такцэр на северо-востоке Тибета. Церемония возведения его на престол состоялась 22 февраля 1940 года, а затем последовали годы учебы. В программу обучения входили "пять больших" и "пять малых наук". "Пять больших наук" включали в себя логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину, буддийскую философию. "Пять малых наук" - это поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология, словесность. В возрасте 24 лет Его Святейшество сдает предварительные экзамены на степень доктора богословия в трех крупных монастырских университетах: Дрепунг, Сэра и Ган-дэн.

Досье "МН"

В отличие от своих предшественников, четырнадцатый Далай-лама много путешествует по миру, встречаясь с политиками, бизнесменами, деятелями культуры и духовенством. В 1973 году он встречался с Римским Папой Павлом VI, неоднократно с Папой Иоанном-Павлом II. Его Святейшество издал около двух десятков своих книг. В 1989 году XIV Далай-лама был удостоен Нобелевской премии мира.

Досье "МН"

В 1949 г. резко обострились тибетско-китайские отношения. В 1956 г. чрезвычайная сессия Национальной ассамблеи Тибета обратилась к Его Святейшеству с просьбой принять на себя всю полноту духовной и светской власти, а 10 марта 1959 года в Лхасе произошли вооруженные столкновения между подразделениями китайской армии и местным населением. Во избежание кровопролития Далай-лама, который всегда исходил из концепции ненасилия, был вынужден покинуть Лхасу. Правительство и народ Индии гостеприимно приняли Далай-ламу, равно как и семьдесят восемь тысяч его духовных последователей. Уже ровно сорок лет - с 1960 года - Его Святейшество живет в Индии в городе Дхарамшала (штат Химачьел Прадеш).

 

Сергей ДЖАНЯ, Скандинавия
"Московские новости".

 

 

        назад в библиотеку